История и развитие воздушных шаров:

От первых полетов до современности.

Найдется ли в наше время хоть один человек, который не видел, как летит воздушный шар? Величественное зрелище, не правда ли? Огромный, разноцветный объект проплывает над головой, то взмывая выше, то практически опускаясь на землю.

Корзина такого воздушного шара - прекрасная смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды, причем, площадка, которая не ограничивает обзор ни с какой стороны. Незабываемые впечатления, положительные эмоции и полный восторг – вот что такое полет на воздушном шаре.

Возможность полета на воздушном шаре

Всегда ли у людей была возможность подняться в небо? Сколько изобретателей и просто мечтателей поплатились своей жизнью, пытаясь хоть на несколько мгновений уподобиться птицам и испытать это волшебное чувство полета. Кто-то, подсмотрев у птиц, пытался создать такие же крылья, но эти попытки на долгие столетия оставались только попытками. Кто-то пошел другим путем…

Семнадцатый и восемнадцатый века стали прорывными для воздухоплавателей. Люди поняли, что нагретый воздух легче холодного, и если какой-то плотный шар или пузырь наполнить горячим воздухом, то он поднимется в воздух. А если шар будет достаточно большим, его подъемная сила увеличится, и с помощью такой конструкции можно будет поднять не только сам шар, но и какой-то дополнительный груз.

Затем шары стали наполнять водородом, который гораздо легче воздуха и не требует наличия горелки. Но газонаполненные воздушные шары имели огромный минус: крайняя огнеопасность. Малейшая искра могла стать причиной страшной трагедии.

Первый полет воздушного шара произошел в 1783 году в городе Аннонэ (Франция). Это был шар из холста, оклеенного внутри бумагой и имеющего внизу отверстие для заполнения его горячим воздухом.

Достижения и поражения

Достижения в области воздухоплавания следовали один за другим:

-   в 1783 году братья Монгольфье запустили первый воздушный шар;      

-   в том же, 1783 году состоялся первый пилотируемый полет, на борту воздушного шара находились французский физик Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд;

-   в 1784 году в в воздух поднялась первая в мире женщина-воздухоплаватель, ею стала госпожа Тибль. Полет продлился менее часа, что не помешало этой смелой женщине навсегда войти в историю воздухоплавания;

-   в 1785 году воздушный шар в первый раз пролетел над Атлантическим океаном, этот полет осуществил французский изобретатель Жан-Пьер Франсуа Бланшар.

В том же, 1785 году французы Пилатр де Розье и Пьер Ромен попытались пересечь на воздушном шаре пролив Ла-Манш. 15 июня 1785 года они вылетели из Булонь-сюр-Мер, вскоре шар достиг высоты 518 метров, и здесь аэронавтов настигло поистине фатальное стечение обстоятельств.

Дело в том, что шар состоял из двух отдельных емкостей, в одной из которых, верхней, находился водород, а другая, нижняя, с помощью специальной горелки постоянно пополнялась нагретым воздухом.

На высоте более пятисот метров резкий порыв ветра раздул огонь, несколько искорок взвились вверх и попали на верхний шар с водородом. Образовалась небольшая дыра, через которую газ устремился наружу и тут же воспламенился. Пламя перекинулось на нижний шар, и путешественники рухнули вниз с огромной высоты.

Пилатр де Розье погиб мгновенно, Ирония судьбы: этот человек одновременно является первым в мире, сумевшим взлететь к облакам и первым же, ставшим жертвой воздушного шара. Пьер Ромен также не пережил крушения. 

Первые полеты братьев Монгольфье

Братья Монгольфье. Именно они, Жозеф-Мишель и Жак-Этьен стали теми, кто сыграл решающую роль в развитии воздухоплавания. Даже сегодня, в наше время, воздушный шар, наполняемый горячим воздухом, называется по фамилии этих двух пионеров воздухоплавания - «монгольфьер».

Все началось в конце восемнадцатого века, когда братья поняли, что нагретый воздух гораздо легче холодного, поэтому он поднимается вверх. А если этот горячий воздух поместить в какую-то емкость, например, в плотный мешок, и через отверстие внизу постоянно подавать туда горячий воздух? Вот из этого «если» и началось развитие воздушных шаров.

1973 год стал по-настоящему прорывным:

1. 5 июня 1783 года в небо поднялся первый, еще пока бумажный, воздушный шар с грузом в двести килограмм.

2. В сентябре того же года братья запустили первый «обитаемый» воздушный шар, посадив в корзину животных. Об этом немного подробнее.

Первые испытатели: утки, петухи и овцы

19 сентября 1783 года во Франции произошел первый в мире полет живых существ на воздушном шаре. Такое событие, конечно же, не осталось без внимания Людовика Шестнадцатого, более того, шар был запущен прямо из тогдашней резиденции французских королей Версаля.

Первыми испытателями воздушного шара, создателями которого были французские изобретатели братья Монгольфье, стали овца, утка и петух – именно эти животные были помещены в корзину. Первый полет продлился всего несколько минут, шар пролетел три километра.

Некоторые очевидцы этого события рассказывали, что петух покинул корзину воздушного шара слегка потрепанным, но тут же добавляли, что пострадал он не от полета, а от копыт овцы, потому что постоянно лез ей под ноги.

 Запустили воздушный шар братья Монгольфье. Испытательный полет показал, что летать, не рискуя своим здоровьем или жизнью, могут любые живые существа. Мечта человека взмыть в воздух, уподобившись птице, отныне стала реальностью.

Дальше – больше и быстрее. Технологии менялись, люди изучали атмосферные условия, научились прогнозировать   скорость и точность полетов воздушного шара, повышали надежность, уменьшали риски полетов на большой высоте.

Если сначала воздушные шары были скорее развлечением, то впоследствии они получили и прикладное применение. Например, в 1858 году состоялась первая аэрофотосъемка, появилась возможность составления более подробных и точных карт.

Почти весь девятнадцатый век воздухоплавание стремительно развивалось. Помимо воздушных шаров, стали применяться дирижабли, которые уже практически не зависели от направления ветра, так как перемещались по воздуху с помощью двигателей.

Но дирижабли не получили большого развития, так как были довольно дорогими «игрушками», а по сравнению с самолетами и вертолетами еще и достаточно опасными, так как для поднятия дирижабля в воздух использовался водород.  

Современный воздушный шар

Сейчас воздушные шары находят свое применение в таких сферах деятельности человека как:

1. Туризм и развлечения. Пассажиры поднимаются на воздушном шаре высоко в небо и оттуда любуются прекрасными панорамными видами. Кроме того, они могут совершать короткие воздушные путешествия по живописным местам, параллельно получая новые, неведомые ощущения полета.

2. Научные исследования. Воздушные шары позволяют исследователям собирать сведения об атмосфере, вплоть до самых ее высоких слоев, о климатических условиях в разных уголках планеты, изучать еще многое-многое другое. Сюда же можно отнести метеорологические исследования, во время которых в автоматическом режиме измеряются температура окружающего воздуха, влажность, скорость направления ветра и другие параметры атмосферы. 

3. Реклама и маркетинг. Нередко воздушные шары оформляют в виде логотипов известных компаний, наносят различные рекламные изображения на сам шар, либо прикрепляют баннеры или другие рекламные под шаром. Яркий, запоминающийся образ, который виден издалека – что может быть лучше.

4. Шары находят свое применение и как отдельный вид спорта, по всему миру проводятся соревнования: от чемпионатов стран до чемпионата мира

Устройство шара 

Воздушный шар состоит из трех главных конструктивных элементов:

1. Оболочки, заполняемой горячим воздухом. Она должны быть прочной и термостойкой.

2. Горелки, с помощью которой нагревается воздух внутри оболочки. Она должна обеспечивать постоянный нагрев воздуха для поддержания необходимой высоты полета воздушного шара.

3. Корзины (или гондолы), в которой размещаются баллоны с газом для обеспечения работы горелки, пассажиры и необходимый груз. Корзина должна иметь небольшой вес, и одновременно быть очень прочной. Для этого ее каркас производится из лозы (отсюда и название), а дно обычно делают из особо прочной фанеры.  

Заключение

Полет на воздушном шаре – это и самостоятельное приключение, вспоминать которое вы будете еще очень долго, и элемент какого-то действа. Например, предложение руки и сердца на высоте птичьего полета. Или предварительное знакомство с новым туристическим маршрутом. Или День рождения, который вы отпразднуете с самыми близкими людьми. Или… Можете включать воображение.

Полетаем?
Запись на полёт